МБОУ СШ №6

г.ГУКОВО

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза И.А. Омельченко г. Гуково Ростовской области

 

Тема: "Правда о наркомании"

Я расскажу вам одну легенду, которая позволит расставить все точки над i.

"Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
- "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели.
Третий путник им ответил:
- "Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать "тонущих" детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача педагогов и родителей - "добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду", то есть, заниматься своим делом - профилактикой.

Наступил XXI век. Меняются времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки - курение, алкоголизм - мы упорно тащим за собой из века в век. Более того, приобретаем новые: наркомания, токсикомания. Причем это приняло такие масштабы, что приходится констатировать факт почти полного отсутствия инстинкта самосохранения у человека.

Все прекрасно осведомлены о последствиях и алкоголизма, и курения, и наркомании, и тем не менее, множество людей бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за собой других, не оставляя шансов будущим поколениям.

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.

Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм детей, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешние воздействия

Об этих проблемах нужно говорить с позиций педагогики, медицины, психологии одновременно.

НАРКОМАНИЯ (от греч. nark - оцепенение, mania - безумие, страсть) - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма. (Большой юридический словарь)

"Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?"

Классный руководитель (поясняет причины употребления наркотиков с точки зрения педагогики)

• 1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
• 2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
• 3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
• 4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
• 5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной".
• Можно выделить основные факторы риска подверженности детей к употреблению наркотических средств.

Факторы риска:
• В семье:
• родители испытывают трудности по управлению семьёй;
• не контролируют поведение детей;
• ведут слишком сурово;
• родители не ждут больших достижений от своих детей;
• имеется генетическая предрасположенность наркотическим веществам.
• В школе:
• учащиеся:
• часто переходят из одной школы в другую;
• не участвуют в общественной жизни школы и класса;
• пропускают занятия без уважительных причин или бросают учёбу.

• Личностный фактор риска:
• эмоциональная незрелость;
• низкий самоконтроль;
• завышенная самооценка;
• низкая стрессоустойчивость;
• обидчивость;
• конфликтность.

• Однако, помимо всего прочего, имеются и факторы защиты. Это:
• установление близких отношений с детьми;
• поощряется приобретение знаний;
• ценятся принципы;
• родители проводят много времени с детьми;
• семья поддерживает связь с педагогами;
• подростки вовлекаются в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно значимого характера;
• учащиеся активно участвуют в жизни школы, класса.

• Но, как бы мы ни ограждали ребёнка, однажды это может случиться. К ребёнку подойдут - и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, у нас в компании все употребляют и т.д. К такой встрече ребёнка надо готовит заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми и эффективными рекомендациями.

• РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЁНКОМ О НАРКОТИКАХ.
• Разговор о наркотиках – первая помощь детям. Использование информации поможет вам в разговоре. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия.

• УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ.
• Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

• ПОДУМАЙТЕ О СВОЁМ ПРИМЕРЕ.
• Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением или алкоголем.

• ПОДДЕРЖИВАЙТЕ В РЕБЁНКЕ САМОУВАЖЕНИЕ И ДУМАЙТЕ О ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
• Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения. Чем больше сформировано у ребёнка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать новые ощущения.

• ДАВАЙТЕ СОВЕТЫ, НО НЕ ДАВИТЕ СОВЕТАМИ.
• Обычно мы не очень любим, прислушиваться к чужому мнению. Поэтому, совет может быть эффективен только в случае его востребованности.

Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.